Вина России

Виноградники

Общая площадь виноградников Российской Федерации, согласно данным Министерства сельского хозяйства, по итогам 2015 года составляет около 86 тыс. га. Плодоносящие посадки составляют чуть меньше 70 тыс. га (для сравнения: площади виноградников одного только региона Бордо во Франции превышают 180 тыс. га). К 2020 году планируется увеличить площадь посадок российских виноградников до 140 тыс. га. В 2015 году было заложено 2837 тыс. га. (больше всего в Дагестане и в Краснодарском крае).

 

Регионы виноградарства

Крупнейшим виноградарским регионом России является Кубань (Краснодарский край) – порядка 26 тыс. га. За ним следует Дагестан – 23,1 тыс. га. Третьим регионом по площади российских виноградников является Крым – около 18 тыс. га. Еще порядка 5 тыс. га на территории Крымского полуострова расположено в административных границах Севастополя. 7,2 тыс. гектаров виноградников находятся на территории Ставрополя. Одним из небольших по площадям виноградников, но крайне важным для развития российского виноградарства, является регион долины Дона (3 тыс. га). Около 1,8 тыс. га виноградников насчитывается в Чеченской республике (в основном столовые сорта и небольшие посадки технических в Наурском районе Чечни).

Два наименьших по площади региона современного российского виноградарства региона – это долина Терека, где располагается 1,2 тыс. га виноградников, а также Нижняя Волга (территории Астраханской и Волгоградской областей) – менее 300 га виноградников.

 

География виноделия

Один из ключевых винных регионов России – Долина Дона. Непрерывная история виноградарства и виноделия на высоком, Правом берегу Дона исчисляется столетиями. Здесь расположен старейший из ныне существующих винодельческий апелласьон России – хутор Ведерников, в котором виноградники возделывают на своих корнях и укрывают на зиму от морозов. Первое упоминание выращивания винограда в «Ведерниковской станице» и производства вин высокого качества, в том числе, игристых, было опубликовано еще 260 лет назад (журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и развлечению служащие», статья «О разведении винограда», Академия наук СПб июль 1756 г.). Главная ценность донского виноделия – аборигенные сорта винограда. Именно отсюда происходят Красностоп Золотовский, Цимлянский Черный, Сибирьковый и другие автохтоны.

В Крыму наиболее перспективным для создания вин в классической стилистике является регион Севастополя. Относительно прохладный климат с продолжительной сухой и теплой осенью, почвенный состав с преобладанием известковых пород уже более ста лет определяют выбор лучших севастопольских виноделов в пользу европейских сортов. Именно здесь расположен один из исторических терруаров Рислинга в России – Алькадар. Не менее перспективен в Севастополе Каберне Совиньон, а также сорта Южной Франции. В первую очередь, Сира. Традиционно важным на всей территории Крыма является белый сорт винограда Кокур.

Крупнейший в России по площади виноградников винодельческий суб-регион – это Таманский полуостров Кубани. Здесь расположены крупные винодельческие хозяйства, на виноградниках которых представлено огромное разнообразие сортов. Это открывает большие возможности для авторских экспериментов в создании интересных и при этом недорогих вин.

Российские Вина по Регионам

Ростовская область

Краснодарский край

Севастополь

Russian Wines



The total area of vineyards of the Russian Federation according to data of the Ministry of Agriculture, following the results of 2015 is about 86 thousand hectares. The fruiting landings are slightly less than 70 thousand hectares (for comparison: the areas of vineyards only of one region Bordeaux in France exceed 180 thousand hectares). It is planned to increase the area of landings of the Russian vineyards to 140 thousand hectares by 2020. In 2015 2,837 thousand hectares have been put (most of all in Dagestan and in Krasnodar Region).


Regions of viticulture.

The largest winegrowing region of Russia is Kuban (Krasnodar Region) – about 26 thousand hectares. Dagestan follows it – 23,1 thousand hectares. The third region on the area of the Russian vineyards is the Crimea (about 18 thousand hectares). About 5 thousand hectares in the territory of the Crimean Peninsula are located in administrative borders of Sevastopol. 7,2 thousand hectares of vineyards are in the territory of Stavropol. One of vineyards with small areas, but extremely important for development of the Russian viticulture is the region of the Don valley (3 thousand hectares). About 1,8 thousand hectares of vineyards are in the Chechen republic (generally table varieties and small landings of technical in the Naursky district of Chechnya).

Two the smallest regions of modern Russian wine growing are valley of Terek (1,2 thousand hectares of vineyards), and the Lower Volga (the territory of the Astrakhan and Volgograd regions) – less than 300 hectares of vineyards.


Winemaking geography.

One of key wine regions of Russia is Don valley. The continuous history of viticulture and winemaking on the high Right bank of Don is estimated for centuries. Here the oldest of nowadays existing wine-making appellations of Russia – the village Vedernikov are located, where vineyards are cultivated on the own roots and covered for the winter from frosts. The first mention of cultivation of grapes in the Vedernikov village and production of quality wines including sparkling wines has been published 260 years ago (the “Monthly Compositions Employees to Advantage and Entertainment ” magazine, the article “About Cultivation of Grapes”, Academy of Sciences of SPb July, 1756). The main value of the Don winemaking is indigenous varieties of grapes. Krasnostop Zolotovsky, Tsimlyansky Cherny, Sibirkovy and other indigenous varieties comes exactly from here.

The region of Sevastopol is the most perspective region in the Crimea for creation of wines in classical stylistics. Rather cool climate with long dry and warm autumn, soil structure with prevalence of limy breeds more than hundred years defines the choice of the best Sevastopol wine makers in favor of the European varieties. One of historical terroir of Riesling in Russia – Alkadar is located exactly here. Cabernet Sauvignon and also varieties of Southern France aren’t less perspective in Sevastopol. First of all, Sirah. Traditionally important white variety of grape in all territory of the Crimea is Kokur.

The largest wine-making sub region in Russia is the Taman Peninsula of Kuban. Large wineries are located here, in which vineyards are presented a huge diversity of grape varieties. It opens great opportunities for author’s experiments in creation interesting and at the same time inexpensive wines.

Russian Wines by Regions

Rostov region

Krasnodar region